Как выбрать вагонку — изучаем характеристики, сортность, цену

Находясь перед выбором «штукатурка либо обшивка», мы всё почаще отдаём предпочтение сухим методам отделки и мультислойным конструкциям, которые владеют обилием технологических преимуществ перед массивами и монолитами. На данный момент много есть увлекательных финальных материалов, сделанных искусственно, но облицовки из натурального дерева являются классикой жанра, и с каждым годом она становится только популярнее. Даже в 3-ем тысячелетии нет равноценной подмены древесной породе — прекрасной, полностью экологичной, обычный в обработке. Методов украсить жилье самым природным материалом не сильно много — это разные декоративные щиты, обрезная/необрезная доска, вагонка. Но последняя будет, пожалуй, самым удобным, действенным и прибыльным вариантом.

Что такое вагонка

Компании, которые занимаются переработкой леса, кроме строй пиломатериалов (брёвен, досок и брусьев), посреди собственной продукции выделяют так именуемый «профилированный погонаж», куда относят и вагонку. Вагонкой именуют узкую обрезную доску (от 7 до 20 мм) со строганными поверхностями, созданную для обшивки разных плоскостей. Ширина каждой планки также невелика — в среднем от 90 до 150 мм. Когда-то остовы жд вагонов обшивали узкой узенькой доской, время от времени с избранными четвертями либо без таких. Отсюда происходит это таинственное заглавие «вагонка».

Главной отличительной чертой современной вагонки считается наличие на каждой ламели паза и гребня, которые позволяют стремительно и просто создавать сборку облицовок. По этому принципу вагонкой могут именовать пластмассовые, МДФ, дюралевые финальные панели. Сырьём для производства истинной вагонки может выступать неважно какая доступная производителю древесная порода, каких-либо определенных ограничений нет. В нашей стране наибольшее распространение получили «родные» сорта: сосна, липа, ольха, лиственница, дуб.

Технологические особенности деревянной вагонки

Сначала, несколько нужных свойств несёт внутри себя сама древесная порода, которая является уникальным материалом с:

Ряд преимуществ обеспечивается конфигурацией вагонки. Штучный нрав частей облицовок, маленькая ширина и толщина ламелей положительно сказывается на массе. Лёгкую и малогабаритную вагонку может без заморочек монтировать один мастер. Несущие конструкции не перегружаются, нет необходимости собирать массивные подсистемы.

Вагонка входит друг в друга на 5–8 мм. Пазогребневый метод соединения панелей позволяет собирать обшивку, в какой вначале нет щелей на плоскости, и они не возникают даже при перепадах температуры и влажности. Вот поэтому обшивка вагонкой, кроме жилых помещений, может применяться в парилках и на улице.

Кое-что даёт необыкновенный установка. Основная «фишка» — свободное крепление. Древесные ламели фиксируются не через тело (и не через лепесток, как, к примеру, пластик), а с помощью железных кляймеров (их типоразмер подбирают для определенного вида вагонки персонально), которые только придавливают нижнюю полку замка к базе. Так обеспечивается беспрепятственное расширение частей обшивки по длине. На верно облицованных поверхностях не появляется трещинок, щелей, подъёмов типа «домика» и иных деформаций. Очень принципиально, что все узлы крепления укрыты, а поверхность остаётся только незапятнанная. Кляймеры перекрываются каждой последующей панелью, потому нет необходимости использовать какие-то заглушки либо шпаклевание.

Пару слов о нюансах монтажа вагонки

Обычно, для обшивки вагонкой на главных поверхностях собирают древесные каркасы с расстоянием меж несущими профилями от 40 до 60 см. Также подсистему можно сделать из покрытых цинком профилей, только для крепления кляймеров заместо гвоздей (для мокроватых помещений используют медные либо анодированные) придётся использовать заклёпки либо шурупы по металлу с малеханькой шляпкой, типа LN 9 мм.

Направление ламелей может быть как вертикальным, так и горизонтальным. В первом случае компенсационные пазы на тыльной стороне отлично отводят воду (очень успешно для парилок), а при горизонтальных обшивках пазом вниз исключено попадание воды в замок (отлично для облицовки фасада). Заметим, что древесная вагонка, собранная горизонтально, может применяться для зашивки перегородок, как древесных, так и железных. Время от времени ею прямо по стойкам облицовывают стенки каркасных строений. Неплохой декоративный эффект можно получить, если ориентировать вагонку на искосок, хотя появляются трудности с подрезкой и планированием экономного расхода материала.

Панели выгонки советуют устанавливать с компенсирующим зазором к ограждающим конструкциям (до 10 мм). После монтажа внутренние, внешние углы и примыкания закрывают древесными дополнительными элементами. Также для этих целей употребляется джутовый, пеньковый либо льняной канат, который очень отлично смешивается с деревом, но также помогает надёжно герметизировать технологические зазоры, потому что отлично повторяет разные криволинейные поверхности. В особенности неплох канат, если вагонка примыкает к срубу либо его имитации — блокхаусу.

Как делают вагонку

Если мы желаем выбирать вагонку осознанно, научиться верно её хранить и использовать, то необходимо осознавать, какие задачки стоят перед производителями, какими методами они решаются.

На первом шаге бревно распускают на обрезную доску. Почти всегда производится поперечный распил ствола, но изделия самого высочайшего свойства получают путём круговой распиловки (от центра к краю, перпендикулярно годичным кольцам). Изделия, получаемые круговым распилом, имеют схожую текстуру и тон, они самые крепкие и постоянные по геометрии.

Дальше доски поступают в сушильные камеры, где под воздействием высочайшей температуры, давления и пара древесная порода выдерживается в течение 8–12 дней. За этот период времени заготовки теряют в весе, становятся прочнее, более устойчивыми к биологическим инфецированиям. Влажность досок принудительно доводится приблизительно до 8–10 процентов, потом она может повыситься менее чем до 15–16%.

Последующим шагом является строжка. Станки с огромным количеством фрез, действующих с четырёх сторон, делают нужный профиль готового изделия. Формируется лицевая поверхность, нарезается шип (гребень) и паз. На тыльной стороне ламелей, обычно, нарезаются продольные пазы, которые служат для компенсации температурного расширения, отвода воды при вертикальном монтаже, вентиляции задней поверхности облицовки.

Сейчас вагонка торцуется и подвергается сортировке. Зависимо от имеющихся изъянов (дальше мы разглядим сортамент подробнее) она делится на несколько штабелей. На этой стадии производители могут вырезать из ламелей неделовые, повреждённые участки, получая продукцию более высочайшего сорта, но наименьшей длины. Обычно в продаже можно повстречать вагонку длиной от 30 см до 3 метров. Длинноватые ламели употребляются для облицовки стенок и потолков, а недлинные дощечки есть смысл получать для подшивки разных конструктивных частей с маленькой площадью — к примеру, кровельного свеса.

Большая часть производителей пакуют отсортированную вагонку в термоусадочную полимерную плёнку, по восемь-десять ламелей в пачке. Так им удаётся даже при продолжительном хранении поддерживать заданную влажность изделий. Кстати, для обеспечения вентиляции торцы упаковок не запираются.

Как выбрать вагонку

Обычная, либо евровагонка

Вагонка русского вида на данный момент не много кого устраивает. Древесная порода влажностью 20–25 процентов, широкие ламели шириной около 20 мм, крохотного размера замок (который нередко расползается), нестабильная геометрия (панели кривые, замки плохо собираются), ворсистая поверхность, наличие сучков… Основная неувязка — это качество, но отсталой является и конфигурация обыкновенной вагонки. Потому, когда в нашей стране начали продавать вагонку «евро», она сходу полюбилась застройщикам и подрядчикам.

Евровагонка является качественным продуктом, который делается на технологичном ввезенном оборудовании согласно европейским эталонам, таким как DIN 68–126. Эта вагонка отличается практически по всем показателям, она труднее и дороже в изготовлении, но более удобна и долговечна.

Сечение евровагонки более сложное и отлично обмысленное. Во-1-х, её шип более большой и добивается 8–10 мм, что позволяет даже при огромных температурно-влажностных подвижках предупредить образование щелей. Во-2-х, на тыльной стороне имеются вентиляционные/компенсирующие канавки. Третье, стандартная толщина панелей составляет рациональные 12,5 мм, а их видимая ширина 88 (общая с пазом — 96). Четвёртое, потребителю доступно несколько вариантов профиля.

Требования к качеству поверхности для евровагонки намного выше. Лицевая поверхность гладкая, даже если есть живы сучки, то они отлично обработаны. Отдельное внимание уделяется чёткости обработки частей замка — паза и гребня, они просто и плотно стыкуются.

По сопоставлению с обыкновенной вагонкой, изделия «евро» принудительно высушиваются. Готовая продукция имеет влажность в границах 10–15 процентов, что исключает возникновение деформаций и био повреждений во время хранения, монтажа и эксплуатации.

Евровагонка сортируется на несколько категорий (более четырёх) зависимо от свойства. Тут учитываются как пороки древесной породы, так и технологические недостатки, приобретенные изделием во время производства.

Выбираем вагонку по размеру

В этом случае нас должна заинтересовывать длина, ширина, толщина. Выбирая длину вагонки, нужно управляться габаритами обшиваемых плоскостей, чтоб отходы были как можно меньше. Это легко, потому что по длине вагонка продаётся с шагом в 10 см, при всем этом есть возможность приобрести изделия от 30 см до 6 метров. Имейте ввиду, что даже самая высококачественная вагонка может востребовать торцевания краёв.

Чем вагонка уже, тем она стабильнее, широкая вагонка более склонна к деформациям, она наименее устойчива к ударным нагрузкам. Для заслуги декоративного эффекта время от времени на одной плоскости используют вагонку разной ширины, нередко в случайном порядке.

Вагонка шириной 12,5 мм выходит лёгкой, она нормально работает снутри помещений. Для обшивки конструкций на улице, либо если вагонка придавливает толстый слой теплоизолятора, советуют приобрести более толстые ламели в 15–20 мм, потому что они прочнее и жёстче. Но за надёжность придётся и заплатить дороже, ибо переработчик платит за лес по кубатуре.

Раздельно стоит упомянуть сращенную по длине вагонку. Её фрезеруют из доски, которая состоит из нескольких, подобранных по типу распиловки и рисунку участков, длина которых неодинаковая — в среднем от 150 мм до 750 мм. Соединение частей осуществляется на микрошип, с клеем под давлением. Плюсом таковой вагонки можно считать её стабильность, потому что доска-заготовка фактически не имеет напряжения — производители могут изготавливать ламели длиной до 6 метров. При всем этом по всем показателям она может без каких-то компромиссов относиться к наивысшему сорту «Экстра». Минусом можно считать толщину сращенной вагонки, которая по технологическим причинам не может быть меньше 15 мм. Не считая того, многие потребители не хотят использовать её в качестве облицовочного материала для парилки, потому что люди боятся выделения вредных веществ из клея при нагревании.

Из какой древесины вагонка лучше

Мы уже гласили, что вагонку можно сделать из хоть какой древесной породы, и от этого она будет отличаться по внешнему облику, долговечности, физико-механическим чертам и, естественно, по стоимости. Что касается дизайна, то здесь подход только личный. А вот рабочие свойства вагонки можно улучшить, если для тех либо других критерий приобрести изделия из «правильной» древесной породы. Принципно выделяют хвойные и лиственные породы.

1-ые содержат огромное количество смолы и эфирных масел, которые отлично противостоят влаге и грибкам. Это наилучший выбор для облицовки на открытом воздухе. Сосна отличается прекрасным различным рисунком, она долговечна, просто обрабатывается. Еловая вагонка славится завышенными теплоизоляционными качествами, но она может длительно выделять смолу, потому у нас редко применяется в парилках. Но в Германии и странах Скандинавии хвойную доску нередко употребляют в этих целях, правда, совершенно отобранную либо обессмоленную.

Ольха, липа, лиственница употребляется для внутренней отделки и для обшивки саун и бань, потому что они не выделяют смол. Главные лиственные породы наименее долговечны, чем сосна, без специальной обработки способны поменять цвет, мараться, но они, владея высочайшей пористостью, не достаточно греются и выдерживают очень высочайшие температуры. Дуб — самый крепкий и долговременный материал. Берёза может применяться исключительно в сухих помещениях, потому что опасается воды.

Профиль вагонки

Современное деревообрабатывающее оборудование позволяет сделать вагонку с разным профилем сечения. Отличаться может форма граней, конфигурация и размер частей замка, нрав лицевой и тыльной поверхности — всё это, сначала, значительно оказывает влияние на внешний облик облицованных плоскостей, но накладывает отпечаток и на сферу внедрения вагонки.

Обычная евровагонка (из-за увеличенного с лицевой стороны шипа) после сборки образует ярко выраженные швы. Её грани могут быть или угловатыми — стандартное выполнение, или скруглёнными — это так именуемый профиль softline, либо «мягенькая линия». Считается, что для бани либо сауны софтлайн будет более удобным и неопасным. Ещё раз подчеркнём, что вагонка «евро» всегда имеет вентиляционные канавки на задней поверхности.

Есть вагонка, которая не сформировывает больших швов, потому что ламели около шипа не имеют полки-углубления. Этот вариант может сочетаться со скруглённой гранью, такая вагонка именуется «штиль». Если кромка остаётся угловатой, то обшивка (естественно, если ламели размещены горизонтально) припоминает громоздкую стенку, собранную из профилированного бруса. Эту вагонку (обычно, с увеличенной шириной — до 25 мм) некие производители позиционируют как «имитация бруса». Она интенсивно употребляется на фасадах.

Увлекательное решение — двухсторонняя вагонка. Её шип и паз размещены по центру торцевых граней, обе плоскости ламели могут быть применены как лицевые, другими словами в момент монтажа у мастера имеется возможность избрать более удачную текстуру либо более доброкачественную поверхность. Недочет двухсторонней вагонки — это отсутствие вентиляционных пазов, потому она не подходит для облицовки парилок.

Лицевая поверхность вагонки не всегда выполнена плоской. Она также может подвергаться фигурному фрезерованию — «ландхаус». Конфигурация лицевой части варьируется от нескольких обычных филёнок до очень сложных пространственных решений. При желании можно приобрести вагонку с эффектом резьбы, выполненной способом жаркого тиснения.

Раздельно отметим необыкновенный профиль вагонки специального предназначения — «блокхаус» и «американку», которые употребляются в главном для сотворения фасадов. Блокхаус имитирует оцилиндрованное бревно (сруб), а американка — сайдинг.

Классификация вагонки по сортам

Сортамент вагонки — это достаточно щекотливая тема. Производители погонажных пиломатериалов для определения сортности берут за базу различные ГОСТы либо европейские эталоны типа DIN. Но в большинстве случаев они разрабатывают свои технические условия и руководствуются своими аспектами определения свойства.

Заметим, что вагонка разных категорий делается на одном и том же оборудовании, по этим же технологиям. Разделение продукции на классы и сорта создают после торцевания, перед упаковкой. Обычно выделяют 4 сорта вагонки, главные аспекты — наличие сучков, трещинок, смоляных кармашков, синевы, непрострогов.

Наилучшая по качеству вагонка именуется «экстра», «премиум», «безсучковая». Её панель только ровненькая, шероховатости и непростроги допускаются только с тыльной стороны. Трещинок и сучков нет. Цветовые аномалии — только с тыльной стороны.

Класс «А» характеризуется наличием маленьких (около 1 см в поперечнике) живых сучков, менее 1-го на метр изделия. Трещинкы могут быть, но не сквозные (время от времени производители их зашпаклёвывают тонированными составами). Малозначительные недостатки обработки допускаются в невидимых зонах.

Класс «В» может содержать тёмные сучки поперечником до трети ширины ламели, их количество не ограничено. Такая вагонка может иметь недлинные сквозные трещинкы, следы сердцевины, вскрытые кармашки (могут быть зашпаклёваны).

Класс «С» — это та вагонка, которая не попадает в другие категории. Тут допускаются гнилостные и выпадающие сучки, 30-сантиметровые (по длине) сквозные трещинкы и отверстия от сучков, синева и следы поражения насекомыми, непростроги на лицевой поверхности.

Для вас также может попасться вагонка класса «D», «АС», «ВС» и т. д., в каждом определенном случае необходимо рассматривать изделия на месте. Естественно, самая низкая категория не может рассматриваться как финальная облицовка, её есть смысл использовать исключительно в качестве предварительный подшивки. Что касается других классов, то здесь всё разносторонне, потому что в главном рассматриваются вопросы дизайна, но по долговечности особенных различий нет. К примеру, далековато не многим нравится безликая вагонка Премиум, на которой не много текстуры и нет сучков.

Как отличить вагонку низкого качества

На российском рынке работает несколько сотен производителей вагонки, качество их продукции не всегда соответствует действующим нормам. Как вы сообразили, не стоит стопроцентно полагаться на обозначение сорта. Единственный метод не ошибиться — пристально оглядеть вагонку в торговой точке. На что обращаем внимание?

Упаковка. Вагонку, которую продают в плёнке, нереально разглядеть. Последние панели всегда безупречные, но снутри возможно окажется продукция не совершенно высококачественная. Вытянуть ламель изнутри, вероятнее всего, не получится, а распаковать для вас не разрешат. Совет: купите поначалу пару пачек «на пробу» либо условьтесь с торговцем о возврате пересортицы. Направьте внимание, некие производители либо торговцы употребляют стрейч-плёнку и закрывают ею и торцы, что плохо сказывается на влажности изделий.

Пристально поглядите вдоль ламели. Распространённая неувязка — искривление панели в виде сабли, которое обосновано нарушением технологии производства либо неверным хранением. Даже если получится смонтировать такую ламель, то с течением времени она под действием натяжения всё равно выйдет из замка. Совершенно точно забраковать следует вагонку в виде «вертолёта».

Прощупайте кончиками пальцев лицевую поверхность, осмотрите её под боковым светом. Наша задачка — найти волны, которые могут размещаться поперёк доски. Не подходят для декоративной обшивки ламели в виде жёлоба либо приближающиеся по форме к блокхаусу.

Оцените состояние паза и гребня. Тут не должно быть трещинок, сколов и сучков. Возьмите с собой кляймер нужного размера, установите его на полку паза и поводите по нему — время от времени тут имеются волны, и крепёж в нескольких местах просто не надевается. Попытайтесь соединить несколько ламелей, они не должны собираться очень туго.

Попробуйте измерить реальную влажность вагонки (предел 15 градусов). В специализированных торговых точках обычно имеется нужный инструмент.

Сколько стоит вагонка

Продают вагонку в большинстве случаев по квадратным метрам, невзирая на то, что пиломатериалы эти числятся погонажными. На рынке представлена в главном продукция российских производителей, которые работают на местном сырье, хотя можно заказать и экзотичные облицовки из красноватого дерева либо канадского кедра (квадрат такового наслаждения будет стоить выше 2-ух тыщ рублей). Сортность, порода древесной породы, толщина и длина панелей — всё это беспристрастно оказывает влияние на стоимость вагонки. Самая дешевая вагонка — из сосны, стоимость которой стартует приблизительно со 170 рублей за квадратный метр. Облицовка из лиственницы стоит от 400 рублей. Стоимость на изделия из липы дешевых видов будет более 500 рублей за м2. Ольха категории «А» стоит приблизительно 700 рублей. Для сопоставления, доброкачественную вагонку из дуба дешевле полутора тыщ за квадрат не продают.

Вагонка класса «А» и класса «В» по стоимости в среднем отличаются на 20–25 процентов. Категория «С» может быть в пару раз дешевле В-класса. Можно незначительно сберечь, если для отдельных участков и узеньких конструкций приобрести недлинные ламели длиной 0,3–1 метр, они получатся на 25–30 процентов прибыльнее полноразмерных (2,5–3 метра). С повышением толщины панелей фактически пропорционально возрастает и цена квадратного метра облицовки.

Помпа BATTIPAV S1


Проф насосы умеренно подают воду на диск. Простота конструкции обеспечивает надёжность и долговечность. Эти насосы признаны одними из наилучших в мире. Каждый проходит электронные и гидравлические тесты. Созданы для плиткорезов BATTIPAV, но подходят и к другим производителям. Создание: Италия